Отзыв на аниме Сказ о четырех с половиной татами сезон 1

Оценка автора: 9/10
Дата написания:

Оцените отзыв

    Путём болезненных математических вычислений мне удалось установить, что японская комната в 4,5 татами примерно равняется комнате в 7 квадратных метров. Полагаю, именно в таком помещении вы отшельничали последние года два, если до сих пор не слышали про режиссёра аниме-индустрии по имени Юаса Масааки, чья популярность растёт в геометрической прогрессии. Последний факт даже у знакомых с его творчеством зрителей может вызвать вопросы. Откуда всенародная любовь к артхаусному режиссёру?

     Есть версия, что зрители не столько почитают самого Юасу, сколько доверяют чутью студии: то, что его аниме создавались под крылом Madhouse или Netflix, вызывает определённый интерес. Однако, покровительство большой студии само по себе это ничего не значит – иногда Юаса спонсирует проект через краудфандинг и всё равно срывает аплодисменты. Он способен адаптировать сложное литературное произведение (Морими Томихико поручал заботам Юасы аж две книги), или мангу, которой почти исполнилось пятьдесят лет («Devilman» Го Надая).

     Дальнейшему распространению творчества режиссёра в массы мешает одна, но зато большая проблема. Посоветовать другу «почитать Брэдбери» или «глянуть студию Гибли» можно совершенно безнаказанно. Но если после совета «посмотри что-то у Юасы Масааки» ваш неподготовленный друг возьмётся за какую-нибудь «Игру разума», то вас будут бить. Может быть, даже ногами. Поэтому, если уж советовать работы данного режиссёра, то с конкретными примерами – несмотря на культовость, это всё-таки арт-хаус.

     Идеальное аниме для знакомства – снятое в 2010 году «Yojouhan Shinwa Taikei», переведённое как «Tatami Galaxy» или «Сказ о четырех с половиной татами». Мы наблюдаем за студентом, чьего имени так никогда и не узнаем, и его трагикомичными попытками выжать из университетских лет всё по максимуму – увы, иногда не получается даже минимума. В начале каждого эпизода главный герой присоединяется к студенческому клубу или организации, где с переменным успехом состоит два года; в конце время откатывается назад. Следующий эпизод начинается с уже знакомой точки, хотя клуб другой. 


     День сурка? Пожалуй, но здесь композиция хитрее и временной период больше. «Tatami Galaxy», с одной стороны, повторяет самоё себя и позволяет привыкнуть к персонажам и сюжету, с другой стороны, постоянно вводит что-то новое, ломая четвёртую сцену и развлекая зрителей мета-юмором. Жанр аниме – сэйнэн с привкусом сюрреализма и театра абсурда. Наш студент является ненадёжным рассказчиком, мы видим всё через призму весьма буйной фантазии. Приключения главного героя настолько разнообразны, что все 11 серий и три дополнительных мини-эпизода смотрятся с интересом, а наличие сквозных сюжетных линий и красиво закруглённый конец делают историю цельной.

     Разница между отличным аниме и проходным заключается не только в толковом сюжете, но и в том, что все звуковые и визуальные средства задействованы, чтобы создать нужное впечатление. Первая же фраза, которую произносит главный герой, сообщает многое: километровую тираду без перерыва на вдох выдаёт неуверенный в себе перфекционист, который обращает внимание на детали, но забывает о главном. Сэйю протагониста, Анасума Синтаро, в интервью признавался, что это была одна из самых сложных ролей в его карьере: требовалась идеальная дикция при очень высокой скорости подачи реплик. Быстро мелькающие субтитры в первой серии могут обеспечить головную боль, но потом темп становится нормальным. 

     Вас очаруют вкрадчивые, ласковые интонации Ёсино Хироюки, который озвучивает заклятого друга главного героя, и прохладный, деловой голос Сакамото Мааи, чья Акаси-сан лишнего слова не скажет. Точно силками в аниме затянет то нежная, то задорно-дерзкая музыка Оосимы Мичиру. По поводу опенинга и эндинга могу заметить следующее: традиционно они не являются диегетическими по отношению к содержанию серии, иными словами, есть зрители, которые в любых аниме проматывают вводный и заключительный ролики без ущерба для понимания сюжета. Однако, в определённый момент опенинг и эндинг «Tatami Galaxy» появятся прямо в самой серии, и вы не захотите пропустить этот момент.

     Визуальный стиль аниме – меняющаяся цветовая палитра, смешение флэш-анимации, 3D графики, обработанных фото и видео – вызывает ассоциации с короткометражным мультфильмом «The Yellow Submarine». На экране оживает пространство сна, когда всё происходящее, каким бы безумным или странным оно ни казалось, подчинено внутренней логике. Юаса считает, что основное качество талантливого аниматора – способность менять стиль на ходу, что отражается в облике «Tatami Galaxy». Режиссёр поощряет аниматоров импровизировать и экспериментировать, так что очень сложно угадать, как будет выглядеть следующая сцена.

     При всём при этом у анимации «Сказа о четырех с половиной татами» есть узнаваемый почерк. Динамичность, взрывающая экран, и упругая гибкость линий проявляют себя даже в прозаичных сценках перебирания листовок или разрезания бисквитного торта. Ювелирный монтаж подаёт как комедийные, так и драматичные моменты с наилучшей стороны. Преувеличенность выражений персонажей отсылает зрителей к классике мультипликации, а дизайн героев в целом выпукло отображает характер.

     Если после всего вышеописанного вам кажется, будто «Yojouhan Shinwa Taikei» – это искусство ради искусства, которое оценят только кандидаты искусствоведческих и философских наук, спешу разочаровать: основное послание аниме актуально для каждого человека, который когда-либо сожалел об упущенном шансе. Пожалуй, именно из-за простоты конечной идеи сложно оформленные истории Юасы Масааки производят сильное впечатление. «Сказ о четырех с половиной татами» напоминает о том, что порой синица в руке лучше журавля в небе; а даже абсурдное приключение предпочтительнее, чем сидение в четырёх стенах.

Пока ничего нет, Обсудить
Автор: swdancer
Аватар swdancer
Все отзывы swdancer 8
Все отзывы на Сказ о четырех с половиной татами
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 11.10.19

Меню