Отзыв на аниме Перевёрнутая Патэма

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

«Патэма наоборот» — полнометражный мультфильм от режиссера «Время Евы» (что ощущается схожими приемами съемки). Фантастика, антиутопия, романтика и неожиданные повороты, как камеры, так и сюжета.

    Сюжет кажется довольно простым — типичное «мальчик встречает девочку» и они вместе пускаются в приключения. Просто, да не совсем, так как девочка (Патэма) и мальчик (Эйджи) живут буквально в разных мирах. Как в плане пространства и общества, мальчик живет на поверхности в одиночестве после гибели отца в тоталитарном государстве Айга с абсолютным контролем и подавлением инакомыслия, девочка — в тоннелях под землей, тоже после смерти родителей, но в окружении друзей и всеобщей заботы. Так и в плане физического состояния, так как гравитация их мира для них действует в разных направлениях, они буквально перевернуты относительно друг друга. Что для мальчика небо, полет в котором манит его, как и его отца, то для девочки жуткая бездна под ногами, в которую она падает. То, как показана здесь разнонаправленная гравитация, это первый несомненный плюс фильма. В отличие от «Параллельных миров», вышедших пару годами ранее, здесь гравитация ощущается по-настоящему, она непосредственный и важный участник фильма. Камера периодически переворачивается и показывает мир с разных ракурсов, и прямо ощущаешь ту страшную бездну под ногами перепуганной Патэмы, и чувствуешь ее судорожные попытки покрепче ухватиться за Эйджи, чтобы не сорваться туда, в небесную синеву, в которую можно падать бесконечно долго.

Второй плюс фильма - раскрытие мира. Многие на это жалуются, но лично мне очень понравилась «скупость» подачи фактов. Кроме самого начала, где на камеру снята некоторая катастрофа, больше ничего не известно ни о мире, ни о том, как они все «дошли до жизни такой»:). В свой мир нас вводят герои и их окружение, но что замечательно, вводят так, как они это знают сами, а знают они очень мало — слухи, легенды, мечты, догадки и прочее. Это гениальный ход, — картина мира и его предыстория не разжевывается и не запихивается «кашкой» в упирающегося зрителя, нет, она складывается постепенно: легенда на уроке «политинформации» в классе Эйджи, слова подземного главы-Наместника, и главное — кадры самого фильма и действия героев, которые приводят к финалу. Финальные 5-10 минут снова переворачивают весь мир, с которым зритель уже свыкся, с ног на голову и практически дают ответы на громадное количество вопросов, которые всплывали, а иногда и раздражали, во время всего просмотра.

Почему в Айге подавляется всякое инакомыслие, особенно связанное с «бесовским» небом, поглотившим грешников, почему запрещены полеты, откуда такой культ земли под ногами, откуда такая нетерпимость к подземным «перевертышам», почему они считают подземных «перевертышей» — грешниками, наказанными за свои ужасные преступления, в отличие от единственно правильных и нормальных жителей Айги, «твердо стоящих на Земле», кто вообще такие жители Айги и жители подземелья, почему именно так сложилось их разделение? 10 финальных минут переворачивают весь фильм и так или иначе отвечают, пусть довольно косвенно и поверхностно, на громадное количество вопросов. Не говоря уже о том, что по славной японской традиции (чтоб их), очень многое все равно осталось непонятным, хотя можно конечно попытаться домыслить, опираясь на финальные кадры. Красивая и изящная задумка.


Герои. Они ни разу не простые и плоские, и хотя они обычные, но в этом и состоит их притягательность. Патэма обычная девочка — любопытная, немного избалованная (дочь главы подземелья), но добрая, отзывчивая и даже самокритичная. И отважная, — не каждый сможет шагнуть в бездну, доверяя свою жизнь другому человеку. Эйджи тоже нормальный парень, над которым довлеет загадочная смерть отца и осуждаемая обществом мечта о полете. Он в меру отважен, но пойти против общества его вынуждает только желание помочь Патэме и откровения диктатора об отце. Между героями быстро возникает целый букет чувств, и первое чувство это доверие, ведь для Патэмы Эйджи это единственный, кто оберегает ее от бездны, как и Патэма станет потом «якорем» для Эйджи. Патэма вверяет свою жизнь Эйджи и он отвечает ей взаимностью, от сцен их объятий во время полетов/падений веет не только утилитарной необходимостью (Патэма для Эйджи вообще часто играет роль воздушного шарика с подъемной силой), но и доверием вначале, и нежной заботой в конце. Очень романтично, правда:)
 

Теперь немного о недостатках. Главный злодей, к сожалению, просто злодей, причем иногда с совершенно карикатурными ухмылками и ужимками, и как он таким стал можно только предполагать. Мир Айги и его подземелье показаны очень скупо, и если взаимоотношение Патэмы со взрослыми персонажами еще мелькают, то взрослые в Айге предстают только в роли тайной полиции, учителя, диктатора и один раз мелькают, когда все, как автоматы едут на работу. Как устроена повседневная и социальная жизнь в Айге можно только догадываться. Да и вообще, как мне показалось фильм был втиснут в прокрустово ложе рейтинга 6+. Поэтому общество Айги упрощенное и тоталитарное до гротеска, а взаимоотношения между взрослыми (семейные, социальные и прочие) и между взрослыми и героями просто сведены к минимуму или вообще выброшены.
 

Несмотря на небольшие недостатки фильм получился интересным и, в отличие от тех же «Параллельных миров», внутренне непротиворечивым и довольно логичным с точки зрения предложенной модели мироустройства (хотя конечно и здесь можно «докопаться» до некоторых моментов, но их значительно меньше и они меньше бросаются в глаза), с интересными и неожиданными поворотами сюжета. И вообще, это очень красивая, интересная и романтичная история.

Приятного просмотра.


    8 из 10

Пока ничего нет, Обсудить
Автор: ✖Убийца пьяных бабочек✖
Аватар ✖Убийца пьяных бабочек✖
Все отзывы ✖Убийца пьяных бабочек✖ 32
Все отзывы на Перевёрнутая Патэма
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 06.04.18

Меню